ООО «ИнТехПроект»
Положение о бюджетной структуре
УТВЕРЖДАЮ
__________________________________
(Должность)
______________
___________________
(Подпись) |
(Ф.И.О.) |
«____» ____________________ 20___г.
1.3. Разработка,
утверждение и изменение
2. Бюджетная
структура организации
3. Схема
бюджетной структуры организации
Термины и сокращения
Бюджет |
– |
сгруппированные по принятым в организации признакам показатели экономической деятельности. |
Бюджетирование (бюджетное управление) |
– |
система управления организацией по центрам ответственности через бюджеты, позволяющая достигать поставленных целей путем наиболее эффективного использования ресурсов. |
Бюджет организации |
– |
план, составленный на определенный период времени в натуральном и денежном выражении и определяющий потребность организации в ресурсах, необходимых для получения запланированных доходов. |
Бюджетная структура |
– |
иерархия операционных, функциональных и итоговых бюджетов организации. |
Операционный бюджет |
– |
бюджет, описывающий хозяйственные операции обособленного подразделения организации (центра финансовой ответственности). |
Сводные бюджеты |
– |
результат консолидации функциональных бюджетов, отражающий состояние платежеспособности (Бюджет движения денежных средств), прибыльности (Бюджет доходов и расходов) и стоимости (Бюджет по балансовому листу) организации. |
Статья бюджета |
– |
составная часть бюджета, по которой осуществляется планирование и учет хозяйственных операций одного типа. |
Финансовая структура |
– |
иерархия центров финансовой ответственности, взаимодействующих между собой через бюджеты. |
Функциональный бюджет |
– |
бюджет, описывающий определенную функциональную область деятельности организации (сбыт, снабжение, производство и т.д.). |
Хозяйственная операция |
– |
простейшее событие в деятельности организации, вызвавшее возникновение доходов, затрат, расходов, поступлений или выплат денежных средств, формирование остатков или движение товарно-материальных ценностей. |
Центр
дохода (ЦД) |
– |
структурное подразделение, отвечающее за доход, которое оно приносит организации своей деятельностью. |
Центр
затрат (ЦЗ) |
– |
структурное подразделение, отвечающее только за понесенные затраты. |
Центр
инвестиций (ЦИ) |
– |
структурное подразделение, имеющее право распоряжаться внеоборотными активами организации (осуществлять инвестиции и дезинвестиции) и отвечающее за величину ROI (отдача от инвестиций). |
Центр
маржинального дохода (ЦМД) |
– |
структурное подразделение, отвечающее за маржинальный доход (разница между выручкой и прямыми затратами) в рамках своей деятельности. |
Центр
прибыли (ЦП) |
– |
структурное подразделение, отвечающее за величину заработанной прибыли в рамках своей деятельности (разница между выручкой и общими затратами). |
Центр
финансовой ответственности (ЦФО) |
– |
структурное подразделение (или группа
подразделений), осуществляющее определенный набор хозяйственных операций,
способное оказывать непосредственное воздействие на расходы и/или доходы от
данной деятельности, и, соответственно, отвечающее за эти статьи расходов
и/или доходов. |
Центр
финансового учета (ЦФУ) |
– |
структурное
подразделение, которое ведет учет установленных для него показателей доходов
и/или расходов, но не отвечает за их величину. |
Целью составления и ведения бюджетов является планирование и учет финансовых результатов деятельности организации.
В зависимости от объекта управления бюджеты подразделяются на бюджеты организации, функциональные и операционные.
С точки зрения предмета ведения бюджетов, выделяются следующие типы бюджетов:
-
стоимостные
бюджеты, описывающие обороты денежных средств и обязательств;
-
натурально-стоимостные
бюджеты, описывающие обороты активов в натуральном и стоимостном выражении.
Бюджеты состоят из статей, по которым осуществляется планирование и учет хозяйственных операций одного типа.
Хозяйственная операция – простейшее событие в деятельности организации, вызвавшее возникновение доходов, затрат, расходов, поступлений/выплат денежных средств, формирование остатков или движение товарно-материальных ценностей.
Доходы – увеличение капитала за счет роста активов (уменьшения обязательств) организации, получаемое в процессе осуществления хозяйственной деятельности за период (не за счет вкладов собственников). Существует три источника получения дохода:
-
по
основной деятельности – доходы, получаемые в процессе осуществления основной
деятельности: объем реализации продукции, товаров, услуг;
-
по
финансовой деятельности – доходы от судо-заемных и прочих финансовых операций;
-
по
прочей деятельности – доходы от продажи основных средств, материалов, сырья, а
также от предоставления имущества в аренду.
Расходы – затраты материальных и финансовых ресурсов, которые несет организация в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности для получения будущего дохода. Для ведения бюджетов используется следующая классификация затрат:
-
основные
– затраты, прямо прослеживаемые до источника их возникновения и,
соответственно, прямо относимые на себестоимость продукции: затраты на
материалы, технологическую электроэнергию, зарплата основных производственных
рабочих;
-
накладные
– затраты, не имеющие прямой связи с производимой продукцией и потому на
себестоимость продукции прямо не относимые. Накладные затраты будут относиться
на деятельность конкретного подразделения, где возникли, или всей организации,
по нормативу, устанавливаемому эмпирическим путем в соответствии с выбранной
базой распределения затрат.
Прибыль – превышение доходов над расходами. Прибыль формируется по уровням по мере вычитания соответствующих групп расходов: валовая, операционная, до уплаты налогов, чистая, нераспределенная. Структура уровней прибыли предназначена для анализа и позволяет определить, как та или иная группа расходов влияет на конечный результат.
Уполномоченным по бюджетному управлению назначен Главный бухгалтер.
Действие данного Положения о бюджетной структуре (в дальнейшем Положения) распространяется на все подразделения ООО «ИнТехПроект».
Положение применяется для:
-
внутреннего
использования при решении задач управления ООО
«ИнТехПроект»;
-
обеспечения
документированной базы системы бюджетного управления;
-
обеспечения
непрерывности функционирования системы бюджетного управления и реализации ее
требований в ходе меняющихся условий.
Актуализацию Положения, пересмотр и выпуск извещения об изменениях осуществляет Главный бухгалтер. Разработанное Положение и изменения к нему утверждает Директор.
Каждый работник ООО «ИнТехПроект» может представлять свои предложения по изменению или дополнению разделов Положения уполномоченному по бюджетному управлению с обоснованием аргументов по предлагаемому вопросу.
Положение пересматривают в случае возникновения изменений, которые могут быть результатом корректировок в стратегии организации, производственных связях, предпринимаемых как для более полного и целенаправленного соответствия внутренним потребностям управления, так и требованиям окружающей среды.
В соответствии с
принципами бюджетного управления организация устанавливает цели своего
развития, которые выражаются в конкретных финансовых терминах ликвидности,
рентабельности и стоимости и отражают то состояние организации, к которому она
придет, если удастся осуществить все решения, запланированные по достижению
поставленных целей. Данные показатели находят свое отражение в Сводных
бюджетах, к которым относятся:
-
Бюджет
Доходов и Расходов (БДР);
-
Бюджет
Движения Денежных Средств (БДДС).
БДР отражает
формирование экономических результатов деятельности организации в виде прибыли
или убытков. Цель его составления – управление прибыльностью/рентабельностью
организации. Структура БДР должна раскрывать:
-
структуру
(источники формирования) доходов организации;
-
структуру
(направления расходования) расходов организации;
-
объемы
доходов и расходов (совокупные, по группам статей и по отдельным статьям);
-
разницу
(т.е. прибыль или убытки) между доходами и расходами за период.
Структура БДР
предполагает последовательное вычитание из валовых финансовых результатов
(выручка, маржинальный доход) соответствующих статей расходов.
БДДС отражает
движение денежных средств (денежного потока) по видам денежных средств и
направлениям их движения. Цель его составления – управление платежеспособностью
(ликвидностью) организации.
С точки зрения
направленности движения денежных потоков существуют 2 вида движения:
-
поступление
на счета/в кассы организации;
-
выплаты
со счетов/из касс организации.
Структура БДДС
позволяет планировать, учитывать и анализировать денежные потоки в разрезах:
-
направленности
денежных потоков;
-
структуры
выплат и поступлений по направлениям их движения;
-
объемов
выплат и поступлений (совокупных, по группам статей и по отдельным статьям);
-
промежуточных
и итоговых результатов (разницы между поступлениями и выплатами);
-
остатков
денежных средств.
Наименование статьи Бюджета доходов и расходов |
БДР 3.1. Заработная плата административно-управленческого персонала |
Наименование статьи Бюджета движения денежных средств |
Функциональные бюджеты позволяют управлять отдельной областью деятельности организации, границы которой определяются моделью деятельности. Бюджетированию подлежат единицы деятельности, имеющие выход, измеримый в натуральном или стоимостном выражении. Статьи функциональных бюджетов должны соответствовать статьям сводных бюджетов для правильной консолидации финансового результата.
Функциональный бюджет |
Единица деятельности |
|
|
|
|
Функциональный бюджет |
Статья |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Операционный бюджет – это бюджет отдельного центра финансовой ответственности (ЦФО). Операционные бюджеты формируются путем выделения статей бюджета доходов и расходов и бюджета движения денежных средств, за которые отвечает данный ЦФО. Таким образом, каждому ЦФО вменяется ответственность за планирование и учет расходов и доходов от своей деятельности, а также за планирование и учет финансовых потоков, порождаемых данными доходами и расходами.
Цели составления операционного бюджета:
-
планирование
и учет результатов хозяйственно-экономической деятельности, которую ведет
соответствующий ЦФО;
-
делегирование
полномочий и ответственности каждому ЦФО за относящиеся к нему финансовые
показатели.
ЦФО |
Статья бюджета |
Статья сводного бюджета, связанного с
ЦФО через функциональный бюджет |
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
|
|
|
||
|
||
|
||
|