3. Термины и
определения
Код
пункта стандарта |
|
Название |
3. Термины и определения |
Текст пункта стандарта |
Для целей настоящего стандарта используются
следующие термины и определения. 3.1 Термины, относящиеся к организации и лидерству 3.1.1 система менеджмента (management
system): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов
организации (3.1.4) для разработки политик, целей (3.2.5) и
процессов (3.3.5) для достижения этих целей. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Система менеджмента может относиться к
одному или нескольким аспектам деятельности (например, менеджмент качества,
экологический менеджмент, менеджмент безопасности труда и охраны здоровья,
энергоменеджмент, финансовый менеджмент). 2 Элементы системы включают е себя структуру
организации, роли и ответственность, планирование и функционирование. оценку
результатов деятельности и улучшение. 3 Область применения системы менеджмента
может охватывать всю организацию, определенные функции организации,
определенные части организации, одну или более функций в группе организаций. 3.1.2 система экологического менеджмента
(environmental management system): Часть системы менеджмента (3.1.1),
используемая для управления экологическими аспектами (3.2.2), выполнения
принятых обязательств (3.2.9) и учитывающая риски и возможности (3.2.11). 3.1.3 экологическая политика (environmental
policy): Намерения и направление организации (3.1.4) в отношении
экологических результатов деятельности (3.4.11), официально сформулированные
ее высшим руководством (3.1.5). 3.1.4 организация (organization): Лицо или
группа людей, связанные определенными отношениями, имеющие ответственность,
полномочия и выполняющие свои функции для достижения их целей (3.2.5). ПРИМЕЧАНИЕ – Понятие организации включает е
себя, но не ограничивается следующими примерами: индивидуальный
предприниматель, компания, корпорация, фирма, предприятие, орган власти,
товарищество, благотворительное учреждение, а также их часть или их
объединение, вне зависимости от того, являются они юридическим лицом или нет,
государственными или частными. 3.1.5 высшее руководство (top management):
Лицо или группа людей, осуществляющих руководство и управление организацией
(3.1.4) на высшем уровне. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Высшее руководство имеет право делегировать
полномочия и предоставлять ресурсы в рамках организации. 2 Если область применения системы менеджмента
(3.1.1) охватывает только часть организации, под высшим руководством
подразумевают тех. кто осуществляет руководство и управляет этой частью
организации. 3.1.6 заинтересованная сторона (interested
party): Лицо или организация (3.1.4), которые могут влиять на осуществление
деятельности или принятие решения, быть подверженными их влиянию или
воспринимать себя в качестве последних. ПРИМЕЧАНИЯ 1 «Воспринимать себя в качестве подверженных
влиянию» означает, что это восприятие стало известно организации. Пример — Потребители, сообщества, поставщики,
регулирующие органы, негосударственные организации, инвесторы и наемные
работники. 3.2 Термины, относящиеся к планированию 3.2.1 окружающая среда (environment):
Окружение, в котором функционирует организация (3.1.4), включая воздух, воду,
землю, природные ресурсы, флору, фауну, людей и их взаимоотношения. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Понятие «окружение» может распространяться
на среду в пределах от организации до местной, региональной или глобальной
системы. 2 Окружение может быть описано с точки зрения
биологического разнообразия, экосистем, климата и других характеристик. 3.2.2 экологический аспект (environmental
aspect): Элемент деятельности организации (3.1.4), ее продукции или услуг,
который взаимодействует или может взаимодействовать с окружающей средой
(3.2.1). ПРИМЕЧАНИЯ 1 Экологический аспект может являться
причиной экологического(их) воздействия(й) (3.2.4). Значимый экологический
аспект оказывает или может оказать одно или более значимое экологическое(ие)
воздействие(я) на окружающую среду. 2 Значимые экологические аспекты определяются
организацией с применением одного или более критериев. 3.2.3 экологическое условие (environmental
condition): Состояние или характеристика окружающей среды (3.2.1) в
определенный момент времени. 3.2.4 экологическое воздействие
(environmental impact): Изменение в окружающей среде (3.2.1) отрицательного
или положительного характера, полностью или частично являющееся результатом
экологических аспектов (3.2.2) организации (3.1.4). 3.2.5 цель (objective): Результат, который
должен быть достигнут. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Цель может быть стратегической, тактической
или оперативной. 2 Цели могут относиться к разным аспектам
(такие, как финансовые цели, цели в области здоровья и безопасности,
экологии), а также применяться на разных уровнях (например, стратегическом,
организации в целом, проекта, продукции и процесса (3.3.5)). 3 Цель может быть выражена разными способами,
например, в виде намеченного результата, намерения, критерия работы,
экологической цели (3.2.6) или другими словами со схожими значениями
(например, целевая установка, заданная величина, задача). 3.2.6 экологическая цель (environmental
objective): Цель (3.2.5), установленная организацией (3.1.4) в соответствии с
ее экологической политикой (3.1.3). 3.2.7 предотвращение загрязнения (prevention
of pollution): Использование процессов (3.3.5), практических методов,
технических решений, материалов, продукции, услуг или энергии для того, чтобы
избежать, уменьшить или управлять (по отдельности или в комбинации)
образованием, выбросом или сбросом любого типа загрязняющего вещества или
отходов с целью уменьшения негативных экологических воздействий (3.2.4). ПРИМЕЧАНИЕ – Предотвращение загрязнения мажет
включать устранение или сокращение источника (загрязнения); изменения
процесса, продукции или услуг; эффективное использование ресурсов; замену
используемых материалов и видов энергии; повторное использование;
восстановление; вторичную переработку, утилизацию; или очистку. 3.2.8 требование (requirement): Потребность
или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является
обязательным. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Слова «обычно предполагается» означают, что
это общепринятая практика организации (3.1.4) и заинтересованных сторон
(3.1.6), что рассматриваемые потребность или ожидание предполагаются. 2 Установленным является такое требование,
которое определено, например, в документированной информации (3.3.2). 3 Требования, не являющиеся правовыми,
становятся обязательными, когда организация решает соответствовать им. 3.2.9 принятое обязательство (compliance
obligation) (предпочтительный термин), правовые и другие требования
(допустимый термин): Правовые требования (3.2.8), которым организация (3.1.4)
должна соответствовать, и другие требования, которым организация должна
соответствовать или выбирает для соответствия. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Принятые обязательства относятся к системе
экологического менеджмента (3.1.2). 2 Принятые обязательства могут возникать из
обязательных требований, таких как применимые законы и правила. или как
добровольные обязательства, такие как стандарты организации и отраслевые
стандарты, договорные отношения, своды практик и соглашения с общественными
группами или неправительственными организациями. 3.2.10 риск (risk): Влияние неопределенности. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Влияние выражается в отклонении от
ожидаемого результата — позитивном или негативном. 2 Неопределенность является состоянием,
связанным с недостатком, даже частично, информации, понимания или знания о
событии, его последствиях и вероятности. 3 Риск часто определяют по отношению к
потенциальным «событиям» (как определено в Руководстве ИСО 73:2009, 3.5.1.3)
и их «последствиям» (как определено в Руководстве ИСО 73:2009, 3.6.1.3) или к
их комбинации. 4 Риск часто выражается в терминах комбинации
последствий события (включая изменения в обстоятельствах) и связанных с ними
«вероятностей» (как определено в Руководстве ИСО 73:2009, 3.6.1.1)
возникновения. 3.2.11 риски и возможности (risks and
opportunities): Потенциальные неблагоприятные влияния (угрозы) и
потенциальные благоприятные влияния (возможности). 3.3 Термины, относящиеся к средствам обеспечения
и деятельности 3.3.1 компетентность (competence):
Способность применять знания и навыки для достижения намеченных результатов. 3.3.2 документ |
Описание |
|
|